Региональная система (целевая модель) наставничества
Наставничество в образовании - это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде. Это взаимодействие основывается на передаче знаний, навыков и опыта от наставника к наставляемому, при этом наставник также может учиться и развиваться, отражая и анализируя свой опыт.
Наставничество помогает поддерживать и укреплять профессиональное сообщество педагогов, создавая среду для обмена идей, опыта и лучших практик.
Цели и задачи наставничества в образовании:
- трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены наставляемый и наставник;
- выявление и актуализация у наставляемого устойчивой внутренней мотивации к повышению эффективности его педагогической деятельности;
- поддержка адаптации молодых педагогов в образовательной среде;
- обучение и развитие профессиональных навыков и компетенций педагогов;
- передача ценностей, норм и традиций профессионального сообщества педагогов;
- создание условий для рефлексии и критического мышления педагога;
- содействие профессиональному и личностному росту педагога.
Эффективное наставничество также требует от наставников умения налаживать отношения с наставляемым, демонстрировать эмпатию и уважение к нему, а также готовность к постоянному собственному обучению и развитию.
Наставничество в образовании продолжает эволюционировать и адаптироваться к изменяющимся образовательным контекстам и потребностям. На современном этапе больше внимания уделяется развитию цифровых компетенций и гибридных форм обучения, а также учебному и производственному наставничеству.
Нормативные документы
- Указ Президента Российской Федерации № 94 от 02.03.2018 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»»
- Концепция развития наставничества в Российской Федерации от 29.06.2023
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 21.12.2021 «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»
- Распоряжение МинПросвещения РФ № Р-145 от 25.12.2019 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества»
- Приказ Министерства Образования РО № 446 от 08.06.2020 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для общеобразовательных организаций»
- Целевая программа наставничества в Ростовской области до 2024 года «Вместе к успеху»
- Постановление Минобразования РО № 7 от 05.04.2022 «Об утверждении Положения о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций
- Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников
Методическое сопровождение
- Образцы информационных карточек по наставникам и наставляемым
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
- Темы вебинаров по проблеме внедрения целевой модели наставничества в Ростовской области. 2025 г.
- «Наставничество в образовательном процессе: от теории к практике». Сидненко Т.И.
- Муниципальная программа сопровождения молодых специалистов образовательных организаций Тацинского района
- Анализ работы по программе наставничества
- Реализация системы наставничества в образовательных организациях Кировской области. Лучшие практики
- «Наставничество – эффективный инструмент сопровождения молодых педагогов». Опыт Волгодонска
- «Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов». Мухаметзянова Ф.Ш., Исланова Н.Н.
Вебинары
- 13.02.2025 «Наставничество как ресурс для непрерывного профессионального роста педагогов»
- 23.01.2025 «Наставничество как механизм управления кадровым потенциалом образовательных организаций»
Отчеты
- Информационно-аналитический отчет по обеспечению внедрения целевой модели наставничества в образовательных организациях по состоянию на 12.12.2024
- Информационно-аналитический отчет по обеспечению внедрения целевой модели наставничества в образовательных организациях по состоянию на 12.12.2023